«Лучший образовательный проект этнокультурной направленности для детей дошкольного возраста»
«Традиции и обычаи бурятского народа»
Актуальность проблемы:
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Необходимо расширять опыт ребенка, для того чтобы создать достаточно прочные основы для его творческой деятельности. Чем больше ребенок видит и слышит, тем больше он понимает и усваивает.
Этнокультурный компонент имеет большое воспитательное значение для формирования духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данный проект способствует приобщению детей к системе культурных ценностей бурятского народа.
Цель: приобщение детей к изучению традиционной культуры и бурятского языка, формирование ценностного отношения к богатому культурному наследию предков.
Задачи:
• познакомить детей с национальными традициями и обычаями;
• обогащать и актуализировать знания детей о национальной культуре бурятского языка, развитие речи, памяти;
• воспитать уважение, гордость за свой народ, богатую историю и культуру.
Описание проекта:
Данный проект предназначен для детей дошкольного возраста 3-6 лет, их родителей, воспитателей ДОУ. Он поможет эффективно решить образовательную цель - привить знания о родном крае через занятия:
• по ИЗО;
•по ознакомлению с природой;
•по фольклору и соблюдение культурных традиций своего народа.
Формы проведения:
•занятия по ИЗО;
• творческие (лепка, рисование, пение, хореография, ролевые игры, конкурсы чтецов);
• экскурсии.
Все участвующие в проекте могут показать свою творческую активность, принять участие в реализации проекта.
Содержание работы включает в себя: изучение исторического прошлого бурятского народа; знакомство с народными праздниками и традициями; знакомство с народными промыслами; изучение бурятского национального костюма, играми.
Ожидаемые результаты:
Для педагога:
• освоение проектного метода;
•профессиональный рост;
•повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности.
Для детей:
•иметь представление об истории своего края, о культурных традициях своего народа;
•знание и составление своей родословной;
• знание и умение составлять и рисовать бурятские национальные орнаменты, разбираться в их символике;
• знание и умение играть в бурятские народные игры;
• умение работать в группе.
Принципы реализации проекта:
•доступность;
• систематичность и последовательность;
• наглядность и занимательность.
Проект состоит из 3 этапов:
- Подготовительный (сентябрь - октябрь):
- определение темы проекта;
- формулирование цели и определение задач;
- подбор материала по теме проекта;
- составление плана основного этапа проекта.
- Основной этап (октябрь - февраль):
- экскурсии в краеведческий музей в Кырменской СОШ;
- в дом-музей имени В.Б.Борсоева ;
- экскурсия в Кырменскую сельскую библиотеку;
- знакомство с растительным и животным миром Кырменской долины;
- просмотр видео и фото о традициях, костюмах, посуде, быте бурят;
- беседы на темы «Мы живем в таежном крае», «Бурятская юрта», «Традиции и обычаи бурят», «Мы друзья природы», «Животные нашего края», «Моё родное село»;
- чтение художественной литературы: сказки «Нерпа и нерпенёнок», «Омулевая бочка», «Медведь», и другие народные сказки;
- посещение мини-музея «Жилище, быт, одежда бурят»;
- дидактические игры: «Найди пару», «Расставь мебель в юрте», «Найди бурятский орнамент», «Подбери похожий орнамент»; народные бурятские игры: «Иголка, нитка и узелок», «Волк и ягнята», «Ищем палочку» и другие;
- подготовка и проведение национального праздника: «Сагаалган».
- Заключительный этап (март-май):
- конкурс на лучший рисунок и рассказ на тему «Родные просторы»;
- викторина с детьми «Что я знаю о своих предках и о родном крае»; •коллективная работа (коллаж) «Детство», «Мой край»;
- конкурс чтецов.
В заключении хочу сказать, что данный проект сыграет важную роль в воспитании детей уважения к коренным жителям своего края и гордости за свой народ. Благодаря изучению детьми культуры и быта своих предков не будет теряться связь поколений, а так же в сохранении и развитии бурятского языка и культурной традиции у детей дошкольного возраста. |